Новости

«Анекдот» о Ломоносове от победителя фестиваля «Искусство науки» 04.10.2013

 «Текст - это раскавыченная цитата», - считал французский филолог-постструктуралист Ролан Барт, как будто намекая на эпоху копирайта и рерайта: всё, что нужно, уже написано, и нам, наследникам всемирных литературных богатств, остаётся только перефразировать сказанное ранее. Создатели документальной ленты «Ломоносовъ. Черты и анекдоты» решили раскавычить цитаты не в текст, а в целый фильм, не добавив в него ни одного своего, авторского слова. Так возникло кино, получившее на конкурсе фестиваля «Искусство науки - 2013» первую премию в номинации «Зарисовки об учёных». На прошлой неделе в московском кафе «Март» состоялся специальный показ нескольких фильмов фестиваля, включая «Усть-Полуй» екатеринбургского режиссёра Ивана Головнева и «Лормоносовъ» Андрея Плахотника. После просмотра Андрей, приехавший в «Март», рассказал о съёмочном процессе и подлинной личности Михаила Ломоносова.

«Кино нас настигло в 2012 году, а не в 2011-м: то есть когда все уже отметили 300-летие великого учёного, - начал своё повествование Андрей Плахотник, автор идеи и режиссёр. - Я отсмотрел всё, что было отснято, и пришёл к выводу, что так или иначе все фильмы восхваляют учёного, а мне так не хочется».

Поэтому режиссёр решил показать Ломоносова не как учёного, а как человека. И обнаружил, что Михаил Васильевич был «человек со слабостями», хотя ругать его за это не хотелось. Режиссёр обратился к документам XVIII века, которые так или иначе приоткрывали истинную личность Ломоносова. «Приоткрывали» - лишь потому, что после кончины учёного весь его архив поступил в распоряжение его благодетеля Ивана Ивановича Шувалова, который уничтожил некоторое количество документов: «Шувалов очень сильно "причесал" архив, если не сказать "подверг цензуре", ведь всё-таки создавался если не идеальный портрет учёного, то, по крайней мере, мощный».

Это улыбки истории, но в петровские времена считалось: «Зачем нам наши учёные - есть же заморские, которые приехали к нам и всё лучше сделают, - рассказал Андрей. - Но появился русский человек, который смог достичь в Академии наук таких успехов, несмотря на то, что был в определённой степени экстравагантен». Ломоносов пробовал себя в разных ипостасях - и достаточно успешно: «Нужен был яркий пример, что и мы не лаптем деланы». Гости кинопоказа, вдохновлённые нестандартным, непривычным образом Ломоносова, отметили его сходство с Леонардо да Винчи и другими «универсальными» гениями. «Он попал в удачное время в удачное место, - ответил им Плахотник. - Если говорить современным языком, в него вложились, и не зря».

Андрей, построивший фильм на анекдотах (в традиционном смысле) о Ломоносове, поделился со зрителями клуба Filmdoc.ru «анекдотом из жизни», который случился во время работы над фильмом. Оказалось, что единственный музей Ломоносова при Кунсткамере не принял никакого участия в фильме - это была его принципиальная позиция. После долгого общения и активной переписки они ответили: "Предоставленный сценарий не соответствует исторической личности Ломоносова". «Учитывая, что все документы, использованные в сценарии, опубликованы - а их 106, - мы улыбнулись», - вспомнил Андрей.

Поэтому съемкам очень помог маленький музей Ломоносова при одной из московских школ. «Так что не всегда великие люди показаны в великих музеях», - подытожил Плахотник.

Елизавета Ясиновская





Отправить ссылку:






Спонсоры и партнеры